Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times
Размер шрифта
A A A
Интервал между буквами
Нормальный Увеличенный Большой
Изображения:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 288»
  • г. Ростов-на-Дону, ул. Пацаева, 11
  • +7(863) 233-46-26, 235-97-79 (бухгалтерия)
  • zvezdnyi288@mail.ru
Наша жизнь
Cведения об образовательной организации

Уроки победы

Конспект открытого мероприятия посвящен «27 января — день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»

Скроб Оксана Валентиновна
Досуг, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

 

Пояснительная записка

Цель мероприятия:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Задачи мероприятия:

1. Воспитание у детей интереса и уважения к истории своей страны.

2. Обогащение знания детей о героическом прошлом нашего города: героических днях обороны Ленинграда, стойкости и мужестве защитников и жителей блокадного города.

3. Пробуждение у детей чувства сострадания и гордости за стойкость, проявленную ленинградцами во время вражеской блокады, с помощью музыкальных произведений, поэтической литературы, документальных фото и видео материалов.

Ожидаемые результаты:

1. Личностные:

формирование у детей чувства благодарности, уважения к защитникам и жителям блокадного Ленинграда, умения сопереживать людям, оказавшимся в тяжелом положении;

формирование уважительного отношения к пожилым жителям города и блокадникам;

2. Метапредметные:

формирование у детей способности анализировать, обобщать информацию;

формирование умения излагать свои мысли, выражать свое отношение к данной теме;

3. Предметные:

формирование знаний об истории блокадного Ленинграда;

знакомство с памятными местами связанными с блокадой Ленинграда;

Средства проведения мероприятия:

Данное мероприятие рассчитано на детскую аудиторию – детей старшего и подготовительного возраста, посещающих наш детский сад, а также на приглашенных гостей – пожилых жителей нашего микрорайона, «детей» блокадного Ленинграда, ветеранов труда.

Данное мероприятие в нашем детском саду проходит в рамках проекта «Наследники победы».

Данный проект включает в себя:

беседы с детьми на тему блокада Ленинграда; показ презентаций по данной теме; посещение детьми совместно с родителями памятных мест, посвященных героическому прошлому нашего города;

прослушивание с детьми первой части «Ленинградской симфонии» Д. Д. Шостаковича; проведение конкурса чтецов в старших и подготовительных группах, посвященных блокаде Ленинграда;

чтение с детьми художественной литературы о блокадном Ленинграде и Великой Отечественной войне; выставку детских художественных работ на тему блокады; итоговое мероприятие - вечер досуга в честь полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Комплекс методического обеспечения: презентация по теме «Блокада Ленинграда»;

мультимедийный проектор;

персональный компьютер.

Сценарий праздника

посвященного Дню полного освобождения Ленинграда

от фашистской блокады

Ведущий:

Опять война, опять блокада…

А, может,нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

И могут показаться правы,

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая, правда - не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Автор стиха Ю. Воронов

Сегодня ребята мы собрались, чтобы вспомнить то тяжелое военное время, когда на нашу мирную страну напал враг. И вспомнить об этом нам помогут стихи, песни и кадры фотохроники далеких военных лет. Слайд 1.

Летом 1941 года враг вероломно напал на нашу страну. На мирно спящие города посыпались фугасные бомбы и снаряды.

По призыву Родины и зову сердца весь наш народ встал на защиту родной земли. Слова песни Александрова «Вставай страна огромная» стали отражением мыслей всех советских людей. Вражеские полчища надвигались на наши города и села. Немецкая армия в начале войны во много раз превосходила армию нашей страны. Под ее натиском красная армия отступала. Уже в первые месяцы войны наш город был окружен кольцом вражеских войск. Слайд 2.

Началась долгая, продлившаяся почти три года блокада Ленинграда. На защиту города поднялись все его жители. Молодые и сильные мужчины ушли на фронт. Рабочие с заводов и фабрик вступали в ряды народного ополчения. С кораблей Балтийского флота были сняты орудия, чтобы защитить небо родного города. И страшный враг был остановлен. Слайд 3.

Дети исполняют песню «Ленинградские мальчишки» (муз. И. Шварца)

 Весь Ленинград, как на ладони,

С Горы Вороньей виден был.

И немец бил с Горы Вороньей.

Из дальнобойной "берты" бил.

Прислуга в землю "берту" врыла,

Между корней, между камней.

И, поворачивая рыло,

Отсюда "берта" била. Била.

Все девятьсот блокадных дней.

Автор стиха Ю. Воронов

О том, какие страшные разрушения приносили эти обстрелы, расскажут ребята. Слайд 4.

Дети читают стих Ю. Воронова «По Ленинграду смерть метет»

Несмотря на тяжелейшие условия, в городе продолжали работать не только заводы, выпускавшие оружие: танки, пушки, снаряды, но и театры и филармония. В их замерзших от холода залах собирались ленинградцы. А для них самоотверженно выступали замёрзшие так же страдающие от голода артисты в концертных костюмах. Всю блокаду в городе работал театр Музыкальной комедии. Даря ленинградцам надежду на спасение и веру в победу. В память о блокадных артистах поддерживающих ленинградцев в годы блокады наши ребята исполнят танец. Слайд 5.

Дети исполняют Вальс «Синий платочек» (муз. Е. Петерсбурского)

Однако самым страшным испытанием для ленинградцев оказался голод. В городе находилось 2,5 миллиона жителей, а еды оставалось все меньше и меньше. В день на одного человека выдавали только 125 граммов хлеба. Люди стали умирать от голода. Тяжелее всего пришлось в это страшное время маленьким детям. Мне хочется, чтобы об этом нам рассказали наши ребята. Слайд 6.

Дети читают стих Л. Меньшаковой «Я же маленькой была»

Во время блокады от голода и бомбежек погибло 1,5 миллиона человек. В память о погибших жителях и защитниках нашего города объявляется-

Минута молчания

Слайд 7.

Пустынны улицы. Нигде ни огонька.

Гранит и тот продрог от лютой стужи.

И голода костлявая рука на горле города сжимается все туже.

Но не сомкнуть ей пальцев! Не сомкнуть!

Сквозь вой пурги, сквозь бомбы и снаряды

По ладожскому льду проложен путь

С Большой земли – сюда, в кольцо блокады.

Андрей «Рвутся на Ладоге мины»

Автор стиха В. Суслов

Слайд 8.

Дети исполняют песню «Ладога» (муз. Л. Шенберг)

Свист снарядов, грохот батарей, вой сирен, воздушные тревоги

Долгих 900 ночей и дней лютый враг был рядом. На пороге.

Город вынес эти девятьсот. И тогда обрушилась лавина!

Он пришел, пришел приказ «вперед»

Через всю Европу! До Берлина!

Автор стиха В. Суслов

В январе 1943 года в результате тяжелых боев войска Ленинградского фронта перешли в наступлениеБлокада Ленинграда была прорвана. По образовавшемуся небольшому коридору в город начало поступать продовольствие и ленинградцам стало немножко легче жить. И только через год в результате наступательной операции «Искра» Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады. В честь этого важнейшего события в городе был произведён салют. С тех пор каждый год 27 января в день снятия фашистской блокады над нашим городом взлетают залпы праздничного салюта.

Слайд 9.

Дети читают стих П. Кагамовой «Ленинградский салют»

Шел он закаленный, пропыленный, нашей славной армии солдат.

На груди, на ленточке зеленой нёс медаль за город Ленинград.

Гнал врага, спешил за ним последу и считал, что в наступленье шла

Вместе с ним сражалась за победу и Адмиралтейская игла.

Автор стиха В. Суслов

Слайд 10.

Дети исполняют песню «Медаль за оборону Ленинграда»

(муз. Я. Дубравина)

Тяжелой страшной ценой досталась нашему городу эта победа. Мы с вами должны помнить о подвиге ленинградцев, потому что мы тоже ленинградцы – внуки и правнуки героев блокады. Слайд 11.

Дети исполняют песню «Дети блокады» (муз. Л. Шаховой)

В память о тех детях, которые не дожили до этого счастливого дня, наши ребята и воспитатели исполнят музыкальную композицию "Дети войны".

Дети исполняют танцевальную композицию на песню

Т. Гверцители «Дети войны»

Слайд 12.

Много лет, много дней прошло с той военной поры, но память о подвиге нашего города жива. О ней напоминают нам и высаженные в честь 900 героических дней блокады березы, окружившие кольцом линию боев и памятники, посвященные нашему городу герою и его жителям. Слайд 13.

Дети исполняют песню «Мы же с тобой Ленинградцы» (муз. Г. Орлова)

Над Невою мирные восходы в тишине предутренней встают,

Дни проходят, но былые годы вечно в нашей памяти живут.

Все сбылось, о чем тогда в осаде каждый думал, крепко верил, ждал!

Мирный день сегодня в Ленинграде, волны набегают на причал.

Снег и вьюгу ветер непоседа гонит по широкой мостовой

И живет и здравствует победа в городе над гордою Невой.

Автор стиха В. Суслов

Беседа о Великой Отечественной войне

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: «БЕСЕДА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1.Продолжать расширять знания детей о том, как защищали Родину в годы В.О.В., как чтят память о героях войны.

  1. Закрепить знания детей о городах-героях, о подвигах защитников Родины.
  2. Продолжать работу по совершенствованию монологической формы речи. Сформировать представления о героизме.

5. Воспитывать чувство гордости за нашу страну, уважение к ветеранам.

МАТЕРИАЛ: иллюстрации о войне, фотографии памятников героев В.О.В., хлеб, пособия к аппликации, цветная бумага.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседа о В.О.В., подвигах солдат, рассматривание иллюстраций, чтение произведений А. Митяев «Наше оружие». «Мешок овсянки», С.Баруздин «Шел по улице солдат», Л.Кассиль «Твои защитники», встреча с ветеранами, экскурсия с возложением цветов к памятнику погибшим воинам.

СЛОВАРЬ: ветеран, инвалид, юноша, Отечество, фронт, караул, Вечный огонь, госпиталь, Ленинград, Берлин, Киев.

ХОД

Воспитатель: - Ребята, недавно мы отмечали День Защитника Отечества. А кокой скоро будет праздник? (День Победы)

-Почему этот праздник так называют? (В этот день закончилась В.О.В.).

  • Что вы знаете о войне? (рассказы детей).

(чтение отрывка стих. С.Михалкова «Быль для детей».

  • О чем рассказал нам поэт?
  • Что случилось «летней ночью» на рассвете?
  • Какой приказ дал Гитлер своим войскам?
  • Что хотели сделать фашисты с нашей страной?
  • Кто встал на защиту Родины?

Воспитатель предлагает послушать песню «Вставай страна огромная». Воспитатель: - Долго длилась битва с фашистами- это была Великая Отечественная война. Она так называлась, потому что на защиту Родины- Отечества встал весь народ: белорусы, татары, башкиры, украинцы, русские и т.д. Даже женщины и юноши уходили на фронт. А те, кто не мог пойти на фронт (дети, старики, больные люди) трудились на заводах, изготовляя машины, танки, оружие, снаряды необходимые для защиты страны .На полях выращивали зерно, картошку, чтобы кормить солдат. Этих людей называли «Трудовой фронт». Дети тоже помогали взрослым на заводах и полях.

  • Ребята, может у кого-то из вас воевали родственники?

(рассказы детей)

-В каких частях они служили? Что они вам рассказывали?

(рассказы детей).

Воспитатель: - Долго длилась эта война. Много людей погибло.

-А вы знаете, как называли и называют Москву? (столица).

А ещё её называют «сердце» России. Как вы думаете почему? (ответы детей).

Воспитатель: - по окончанию войны Москве было присвоено звание города- героя.

- Какие города -герои вы знаете ещё? (Тула, Киев, Ленинград и т. д) рассматривание иллюстраций).

  • Что вы знаете об этих городах? (рассказы детей).

Воспитатель: - мы с вами говорили о Ленинграде, о том, что там была блокада и люди долго голодали. Им давали маленький кусок хлеба.(показ хлеба). Вот такой.

  • Много городов освободили наши войска. А в каком городе закончилась война? (Берлин). Враг сдался. В Берлин вошли наши войска. Наша армия освободила не только немецкий народ, но и много других (болгары, чехи, поляки), которые захватил враг. Наша армия была победителем. Все народы встречали её с цветами.

(рассматривание иллюстрации К. Антонова «Победители»).

  • В Москве на Красной площади прошли наши войска. Это был парад, посвящённый Дню Победы. А вечером произвели салют.

(рассматривание иллюстраций).

Люди до сих пор помнят и чтят тех, кто защищал нашу страну, тех кто погиб. Как чтят память о героях?

(стихи, фильмы, рассказы, памятники, цветы, караул).

Ребёнок читает стихотворение

Куда б не шёл, не ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой              Всем сердцем поклонись.

И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

Воспитатель:

- А ещё, ребята, память о погибших чтят минутой молчания. Давайте и мы почтим героев минутой молчания.

  • Какие памятники вы знаете?

(иллюстрация могилы Неизвестного солдата).

  • Чья это могила? Почему так называется? Как чтят память у этой могилы?

(цветы, караул).

Воспитатель:

- Какие памятники есть у нас в Подольске?

(показ фотографии).

  • Кем был Талалихин? Какой подвиг он совершил?

(рассказы детей).

  • Какой подвиг совершили Подольские курсанты?

(рассказы детей).

  • Даже в Берлине есть памятник нашим солдатам. (иллюстрации)

(Чтение отрывка из рассказа о советском солдате).

  • Ребята, у нас тоже есть памятники. Кто знает где они находятся?

Рассматривание фотографий.

Воспитатель:

- Во время войны у нас в парке был военный госпиталь. Туда привозили раненых солдат. Но не всех удавалось излечить, многие из них погибали от ран, и их хоронили на том месте, где сейчас этот памятник. -Около школы памятник всем, кто ушёл на фронт с нашего посёлка. Сейчас ещё живы те кто воевал в этой войне, но они уже очень старенькие. Их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои ордена (награды), собираются вместе и вспоминают те бои, ту дружбу, те победы.

- Отгремела война. Отшагала смертями и бедами. Утихли её взрывы. Уходит всё дальше от нас война. Но не стёрла память о людских подвигах.

Воспитатель предлагает послушать песню «День Победы».

Конспект занятия «Великая битва под Москвой»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ « ВЕЛИКАЯ БИТВА ПОД МОСКВОЙ»

 В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ №5 «Почемучки» Подготовила и провела- воспитатель:Скроб Оксана Валентиновна.

Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым нашей страны, с героями Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Уточнить знания детей о мужестве наших солдат в годы Великой Отечественной войны;
  • Развивать умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе;
  • Воспитывать чувство патриотизма и гордости за героизм нашего народа, уважение к боевому прошлому нашей Родины.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Физическая культура”, “Музыка”.

Оборудование и материалы к занятию:

  • Мини-музей “78-летие Битвы за Москву” (иллюстрации и фотографии военных лет, экспонаты посуды, одежды, боеприпасов и других предметов военного времени, самодельные макеты военных действий, игрушечные солдатики и техника);
  • Стенд с иллюстрациями Битвы за Москву;
  • Наборы картинок для дидактических игр;
  • Система мультимедиа (ноутбук, проектор, экран; ПО PowerPoint)

Ход НОД

1 слайд

Воспитатель: 5 декабря. Для нашей страны это непростой день. Это день воинской славы. День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. Этой дате сегодня 78 лет.

Поэтому я и расскажу вам о тех далеких военных годах, когда наша армия и все жители Москвы защищали наш родной город. Давайте послушаем стихотворение В. Степанова “Родина”.

Ребенок читает стихотворение:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Воспитатель: Ребята, что такое Родина? (Ответы детей)

Для нас с вами Родина - Россия, наш родной город Москва. За всю историю России произошло много событий. На нашу Родину не раз нападали враги.

2 слайд

Воспитатель: 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война.

Огромные вражеские силы двинулись на нашу Родину: танки, пехота, самолеты, артиллерия. Осенью 1941 года фашисты подошли совсем близко к Москве.

3 слайд

Воспитатель: На защиту Москвы встали не только войска нашей армии, но и все жители города, от мала до велика. Они начали строить баррикады, укрепления, рвы и заграждения вокруг нашего с вами города.

4 слайд

Воспитатель: Для защиты от врага нужны были оружие и боеприпасы. Поэтому московские заводы работали днем и ночью. Женщины, старики и подростки заменили у станков мужчин, ушедших на фронт.

5 слайд

Воспитатель: На высоких зданиях поставили зенитные орудия. В часы воздушных налетов москвичи вместе с солдатами занимали на крышах домов боевые посты.

6 слайд

Воспитатель: Чтобы город был неузнаваемым для вражеских летчиков, его тщательно замаскировали. Золотые купола церквей закрасили темной краской. Везде натянули маскировочную сетку. На зданиях нарисовали кусты, деревья, дороги.

7 слайд

Воспитатель: По ночам в небо поднимались специальные воздушные аэростаты. Они мешали вражеским самолетам подлетать к Москве и бомбить ее.

8 слайд

Воспитатель: Однако, отдельные вражеские самолеты прорывались к Москве, сбрасывая бомбы и снаряды. И тогда жители слышали вот такой вой противовоздушной сирены. (Включается звук сирены ПВО)

9 слайд

Воспитатель: Услышав этот вой, люди спускались в метро. В годы войны оно стало надежным укрытием для жителей Москвы.

10-11 слайды

Воспитатель: 7 ноября 1941 г. на Красной площади состоялся военный парад. Его участники прямо с парада уходили фронт. Бойцы и командиры Советской Армии проявляли мужество, стойкость, героизм. Бои не затихали ни днем, ни ночью.

12 слайд

Воспитатель: 5 декабря 1941 года началось Контрнаступление наших войск. В первые дни были освобождены города Тверь, Солнечногорск, Клин, Истра. Немецкие солдаты оказывали упорное сопротивление.

13 слайд

Воспитатель: В ходе зимних боев враг был отброшен от Москвы. Фашистские войска потерпели поражение. Они больше не проводили наступательные операции на московском направлении.

14 слайд

Воспитатель: В битве за Москву солдаты Советской Армии проявили мужество и стойкость. 200 дней и ночей под Москвой шли жаркие бои. Мы никогда не забудем имена героев Великой битвы.

Бессмертный подвиг совершили 28 бойцов дивизии генерала И. В. Панфилова во главе с политруком В. Г. Клочковым. В районе Дубосеково, вблизи Волоколамска они подбили 18 вражеских танков. В живых осталось только 4 бойца, сам политрук и остальные солдаты погибли в этом неравном бою.

15 слайд

Воспитатель: На весь мир известно имя летчика Виктора Талалихина. Ночью, в бою он протаранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. А всего на подступах к Москве наши летчики совершили 25 таранов.

Другой советский летчик Николай Гастелло направил свой горящий самолет на колонну немецких танков, уничтожив сотни врагов.

Физкультминутка:

Ребята, давайте и мы станем бесстрашными героями-летчиками и полетим на самолете (Дети выполняют движения по тексту).

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! (“Заводят” самолет, встают, говорят: “р-р-р”)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : “р-р-р”)
Приземляться нам пора. (Садятся на корточки)

16 слайд

Воспитатель: Также прославились в годы войны конники генерал-майора Героя Советского союза Льва Михайловича Доватора. Они успешно громили фашистские войска. Гитлеровское командование назначило за голову Доватора крупную денежную награду и создало специальные отряды для его поимки. Но советские конники были неуловимы.

17 слайд

Воспитатель: Героическими усилиями бойцов Красной Армии наступление немцев под Москвой было остановлено. Но эта победа далась дорогой ценой. Повсюду под Москвой стоят памятники павшим воинам. В Подольске, Лобне, Химках, Можайске, Волоколамске, Истре...Они напоминают нам о тех, кто отдал свою жизнь, героически сражаясь за Родину.

18 слайд

Воспитатель: Это была очень тяжелая война для нашего народа. В жесточайших боях под Москвой мы выстояли и победили! Послушайте стихотворение Е. Карасева “Город-герой”

Ребенок читает стихотворение:

Все мы гордимся нашей Москвой,
Наша столица – город-герой,
Красные звезды горят над тобой,
Город родной, Город-герой,
Смело с врагами битву вела
И победила наша Москва.

Воспитатель: 8 мая 1965 года Москве было присвоено почетное звание “город-герой” за огромный вклад жителей города в дело обороны столицы.

Беседа по презентации:

Воспитатель:

- Какую годовщину Московской битвы мы с вами празднуем сегодня? (Ответы детей)

- Имена каких героев вы запомнили? (Ответы детей)

- Как называют человека, который проявил в бою храбрость и отвагу? (Ответы детей)

- Как называют героический поступок? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, наши солдаты отличались храбростью, героизмом и смекалкой. Множество подвигов совершили они в годы войны. А какими стали вы - их внуки и правнуки? Такими же ловкими и сообразительными? Давайте это проверим.

Игра “Разведчики”

Детям раздаются конверты с картинками (план-схема местности), разрезанными на части и предлагается из разрезанных частей собрать целое изображение.

Игра “Снайперы”

Детям необходимо разбить предложенные картинки на пары (2-3 пары для каждого ребенка). Каждая пара состоит из картинки с изображением военной техники и картинки с ее силуэтным изображением. Работа проводится по подгруппам.

Воспитатель: Молодцы. Отлично справились с заданиями. Достойные защитники подросли.

Ребята, любите свою Родину, берегите ее, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России! И не забывайте тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны – наших ветеранов.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ « ВЕЛИКАЯ БИТВА ПОД МОСКВОЙ»

 В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ №5 «Почемучки» Подготовила и провела- воспитатель:Скроб Оксана Валентиновна.

Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым нашей страны, с героями Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Уточнить знания детей о мужестве наших солдат в годы Великой Отечественной войны;
  • Развивать умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе;
  • Воспитывать чувство патриотизма и гордости за героизм нашего народа, уважение к боевому прошлому нашей Родины.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Физическая культура”, “Музыка”.

Оборудование и материалы к занятию:

  • Мини-музей “78-летие Битвы за Москву” (иллюстрации и фотографии военных лет, экспонаты посуды, одежды, боеприпасов и других предметов военного времени, самодельные макеты военных действий, игрушечные солдатики и техника);
  • Стенд с иллюстрациями Битвы за Москву;
  • Наборы картинок для дидактических игр;
  • Система мультимедиа (ноутбук, проектор, экран; ПО PowerPoint)

Ход НОД

1 слайд

Воспитатель: 5 декабря. Для нашей страны это непростой день. Это день воинской славы. День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. Этой дате сегодня 78 лет.

Поэтому я и расскажу вам о тех далеких военных годах, когда наша армия и все жители Москвы защищали наш родной город. Давайте послушаем стихотворение В. Степанова “Родина”.

Ребенок читает стихотворение:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Воспитатель: Ребята, что такое Родина? (Ответы детей)

Для нас с вами Родина - Россия, наш родной город Москва. За всю историю России произошло много событий. На нашу Родину не раз нападали враги.

2 слайд

Воспитатель: 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война.

Огромные вражеские силы двинулись на нашу Родину: танки, пехота, самолеты, артиллерия. Осенью 1941 года фашисты подошли совсем близко к Москве.

3 слайд

Воспитатель: На защиту Москвы встали не только войска нашей армии, но и все жители города, от мала до велика. Они начали строить баррикады, укрепления, рвы и заграждения вокруг нашего с вами города.

4 слайд

Воспитатель: Для защиты от врага нужны были оружие и боеприпасы. Поэтому московские заводы работали днем и ночью. Женщины, старики и подростки заменили у станков мужчин, ушедших на фронт.

5 слайд

Воспитатель: На высоких зданиях поставили зенитные орудия. В часы воздушных налетов москвичи вместе с солдатами занимали на крышах домов боевые посты.

6 слайд

Воспитатель: Чтобы город был неузнаваемым для вражеских летчиков, его тщательно замаскировали. Золотые купола церквей закрасили темной краской. Везде натянули маскировочную сетку. На зданиях нарисовали кусты, деревья, дороги.

7 слайд

Воспитатель: По ночам в небо поднимались специальные воздушные аэростаты. Они мешали вражеским самолетам подлетать к Москве и бомбить ее.

8 слайд

Воспитатель: Однако, отдельные вражеские самолеты прорывались к Москве, сбрасывая бомбы и снаряды. И тогда жители слышали вот такой вой противовоздушной сирены. (Включается звук сирены ПВО)

9 слайд

Воспитатель: Услышав этот вой, люди спускались в метро. В годы войны оно стало надежным укрытием для жителей Москвы.

10-11 слайды

Воспитатель: 7 ноября 1941 г. на Красной площади состоялся военный парад. Его участники прямо с парада уходили фронт. Бойцы и командиры Советской Армии проявляли мужество, стойкость, героизм. Бои не затихали ни днем, ни ночью.

12 слайд

Воспитатель: 5 декабря 1941 года началось Контрнаступление наших войск. В первые дни были освобождены города Тверь, Солнечногорск, Клин, Истра. Немецкие солдаты оказывали упорное сопротивление.

13 слайд

Воспитатель: В ходе зимних боев враг был отброшен от Москвы. Фашистские войска потерпели поражение. Они больше не проводили наступательные операции на московском направлении.

14 слайд

Воспитатель: В битве за Москву солдаты Советской Армии проявили мужество и стойкость. 200 дней и ночей под Москвой шли жаркие бои. Мы никогда не забудем имена героев Великой битвы.

Бессмертный подвиг совершили 28 бойцов дивизии генерала И. В. Панфилова во главе с политруком В. Г. Клочковым. В районе Дубосеково, вблизи Волоколамска они подбили 18 вражеских танков. В живых осталось только 4 бойца, сам политрук и остальные солдаты погибли в этом неравном бою.

15 слайд

Воспитатель: На весь мир известно имя летчика Виктора Талалихина. Ночью, в бою он протаранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. А всего на подступах к Москве наши летчики совершили 25 таранов.

Другой советский летчик Николай Гастелло направил свой горящий самолет на колонну немецких танков, уничтожив сотни врагов.

Физкультминутка:

Ребята, давайте и мы станем бесстрашными героями-летчиками и полетим на самолете (Дети выполняют движения по тексту).

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! (“Заводят” самолет, встают, говорят: “р-р-р”)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : “р-р-р”)
Приземляться нам пора. (Садятся на корточки)

16 слайд

Воспитатель: Также прославились в годы войны конники генерал-майора Героя Советского союза Льва Михайловича Доватора. Они успешно громили фашистские войска. Гитлеровское командование назначило за голову Доватора крупную денежную награду и создало специальные отряды для его поимки. Но советские конники были неуловимы.

17 слайд

Воспитатель: Героическими усилиями бойцов Красной Армии наступление немцев под Москвой было остановлено. Но эта победа далась дорогой ценой. Повсюду под Москвой стоят памятники павшим воинам. В Подольске, Лобне, Химках, Можайске, Волоколамске, Истре...Они напоминают нам о тех, кто отдал свою жизнь, героически сражаясь за Родину.

18 слайд

Воспитатель: Это была очень тяжелая война для нашего народа. В жесточайших боях под Москвой мы выстояли и победили! Послушайте стихотворение Е. Карасева “Город-герой”

Ребенок читает стихотворение:

Все мы гордимся нашей Москвой,
Наша столица – город-герой,
Красные звезды горят над тобой,
Город родной, Город-герой,
Смело с врагами битву вела
И победила наша Москва.

Воспитатель: 8 мая 1965 года Москве было присвоено почетное звание “город-герой” за огромный вклад жителей города в дело обороны столицы.

Беседа по презентации:

Воспитатель:

- Какую годовщину Московской битвы мы с вами празднуем сегодня? (Ответы детей)

- Имена каких героев вы запомнили? (Ответы детей)

- Как называют человека, который проявил в бою храбрость и отвагу? (Ответы детей)

- Как называют героический поступок? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, наши солдаты отличались храбростью, героизмом и смекалкой. Множество подвигов совершили они в годы войны. А какими стали вы - их внуки и правнуки? Такими же ловкими и сообразительными? Давайте это проверим.

Игра “Разведчики”

Детям раздаются конверты с картинками (план-схема местности), разрезанными на части и предлагается из разрезанных частей собрать целое изображение.

Игра “Снайперы”

Детям необходимо разбить предложенные картинки на пары (2-3 пары для каждого ребенка). Каждая пара состоит из картинки с изображением военной техники и картинки с ее силуэтным изображением. Работа проводится по подгруппам.

Воспитатель: Молодцы. Отлично справились с заданиями. Достойные защитники подросли.

Ребята, любите свою Родину, берегите ее, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России! И не забывайте тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны – наших ветеранов.