Родился 17 января 1925 года в с. Ряженое, ныне Матвеево-Курганского района Ростовской области, в семье крестьянина. Русский.
Окончил 8 классов средней школы № 27 города Таганрога. С октября 1941 года проживал на территории, временно оккупированной немецкими войсками (в родном селе).
В Красной Армии находился с сентября 1943 года, после освобождения села. На фронте Великой Отечественной войны — с октября 1943. Служил гвардии рядовым сапером 101-го гвардейского стрелкового полка (35-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт). Все ордена Славы получил за бои на территории Польши.
В апреле 1949 года Добрица был демобилизован. Старшина в отставке. Вернулся на родину, поступил в Таганрогскую школу механизации сельского хозяйства. С 1950 года работал комбайнером в Матвеево-Курганской МТС, а после окончания Ленинградского заочного машиностроительного техникума — инженером-конструктором на Таганрогском комбайновом заводе.
В настоящее время находится на пенсии, проживает в Таганроге.
Михаил Александрович Варфоломеев (1897—1943) — советский военный, первый командир Ростовского стрелкового полка народного ополчения.
Родился в 1897 году в деревне Грязнуха Сердобского района Саратовской области (ныне в составе Пензенской области) в крестьянской семье, русский.
В 1916 году Михаил был призван в Русскую императорскую армию и направлен на Кавказский фронт. После Октябрьской революции вступил в ряды Красной Армии. Участвовал в Гражданской войне на Восточном, Южном и Туркестанском фронтах с 1918 по 1922 г. на должностях командира взвода и командира роты; по её окончании продолжал военную службу в армии. В 1927 году стал членом ВКП(б)/КПСС.
После 18 лет военной службы М. А. Варфоломеев приехал в Таганрог, где стал работать на заводе «Красный гидропресс». В феврале 1938 года он был избран председателем Таганрогского городского Совета, а в 1939 году — депутатом Ростовского областного Совета. В 1940 году был направлен на должность заместителя директора Ростовского автосборочного завода (ныне «Роствертол»).
С началом Великой Отечественной войны, по решению бюро обкома партии в Ростове началось формирование подразделений народного ополчения из лиц, не подлежащих призыву в РККА. 10 июля 1941 года был создан Ростовский стрелковый полк народного ополчения, командиром которого назначен капитан запаса Михаил Варфоломеев. Полк оборонял Ростов-на-Дону, одним из последних покинув его.
Когда Ростовский полк продолжил дальнейшие боевые действия в составе 339-й стрелковой дивизии, то к этому времени первый его командир — подполковник Михаил Варфоломеев был переведен на должность командира 189-го запасного армейского полка в составе 56-й армии, а Ростовский полк возглавил майор Николай Фёдорович Скачков.
М. А Варфоломеев продолжил войну командиром 80-го гвардейского стрелкового полка 32-й гвардейской стрелковой дивизии. В 1943 году в бою под станицей Саратовской на Кубани он был тяжело ранен и умер от ран 26.02.1943 года в военном госпитале в городе Краснодар, где и был похоронен.
Награды: Орден Красного знамени (08.04.1942 г.)
Ко времени проведения операции по взятию Ростова-на-Дону Гукас Карапетович Мадоян был уже немолод для старшего лейтенанта — ему исполнилось 37 лет. Он родился 15 января 1906 г. в селении Керс Карской области, которое ныне находится на территории Турции, в армянской крестьянской семье. В годы Первой мировой войны погибли родители Гукаса — события столетней давности до сих пор с ужасом вспоминают армяне всего мира: слишком много их соплеменников было уничтожено или умерло при депортации, организованной османским командованием. Тем не менее, самому Гукасу посчастливилось выжить, правда образование он получил только неполное среднее. Когда в Армении была установлена советская власть, Гукас Мадоян пошел добровольцем в Красную Армию. Было ему тогда всего 14-15 лет. Юный паренек из крестьянской семьи участвовал в боях на территории Грузии и Армении, а затем решил стать профессиональным военным. В 1924 г. Гукас Мадоян закончил пехотную школу, а в 1925 г. стал членом Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Однако военная карьера у Гукаса Мадояна не сложилась. Он ушел «на гражданку» и пятнадцать лет проработал в Ереване в сфере торговли и кооперации. В 1928-1930 гг. Мадоян возглавлял производственный отдел одного из рабочих кооперативов Еревана. В 1933-1937 гг. Мадоян был начальником Ереванского отдела торговли оружием, а в 1937-1940 гг. трудился на должности начальника отдела в Ереванском гастрономе. Тем не менее, когда осложнилась международная военно-политическая обстановка, Гукас Мадоян вновь вернулся на военную службу. В 1940 г. 34-летний Мадоян окончил курсы командного состава «Выстрел», на которых обновил свои знания военного дела, полученные 16 лет назад в пехотной школе и во время службы в РККА. С первых дней начала Великой Отечественной войны Гукас Мадоян находился в действующей армии — в должности командира роты горнострелкового полка. 19 ноября 1942 г. старший лейтенант Мадоян был назначен на должность командира 3-го батальона 159-й отдельной стрелковой бригады, входившей в состав 28-й армии. Гукас Мадоян проявил себя во время Сталинградской битвы, а также при освобождении Элисты (ныне — столица Республики Калмыкия).
Когда форсировавшие Дон красноармейцы стрелковых батальонов 159-й бригады столкнулись с огнем превосходящего по силам противника, казалось, что план захвата части железнодорожной станции Ростова-на-Дону обречен на провал. Тем более, что 1-й и 4-й батальоны остались без командиров. И тут командование взял на себя старший лейтенант Мадоян. Под его началом собрались около 800 человек — уцелевшие бойцы трех батальонов. Решительной атакой Мадоян с бойцами выбили гитлеровцев из здания ростовского железнодорожного вокзала и закрепились на его территории. Прямо на станции красноармейцам удалось захватить семь эшелонов с боеприпасами, четыре гаубицы и несколько автомобилей. Началась героическая оборона ростовского вокзала, продолжавшаяся шесть дней. Красноармейцы под командованием Гукаса Мадояна отбили 43 атаки противника. Только за одни сутки 10 февраля гитлеровские подразделения предприняли двадцать атак на железнодорожный вокзал, задавшись целью вернуть над ним контроль, но так и не смогли выбить из здания красноармейцев. И это при том, что со стороны гитлеровцев по вокзалу били артиллерийские орудия и танки. Отчаявшись сломить сопротивление красноармейцев танковым и артиллерийским обстрелом, гитлеровцы 11 февраля подожгли здания привокзальной площади с помощью авиабомб. Загорелся складированный на площади уголь.
В сложившейся ситуации Гукас Мадоян отдал приказ подчиненным — немедленно переместиться на другой участок обороны, к литейному цеху завода им. В.И. Ленина. Отряд преодолел площадь одним броском, после чего красноармейцы закрепились в литейном цеху «Лензавода», откуда продолжали обстреливать территорию привокзальной площади. Спустя два дня, вечером 13 февраля, бойцам Мадояна вновь удалось захватить здание железнодорожного вокзала Ростова-на-Дону и занять в нем позиции. Оборона ростовского вокзала вошла в историю как один из уникальных примеров операций подобного рода. На протяжении недели небольшому отряду Мадояна, лишенному поддержки основной части войск, удавалось держать под контролем здание вокзала, отражая десятки атак превосходящих сил противника. За время обороны вокзала бойцам Мадояна удалось уничтожить до 300 человек — солдат и офицеров вермахта, 35 автомобилей и 10 мотоциклов противника, подбить 1 танк, а также захватить значительное количество оружия и боеприпасов в застрявших на станции вагонах. 89 паровозов и свыше 3 000 вагонов с различными грузами оказались в руках Красной Армии.
Около 02.00 ночи 14 февраля 1943 г. в Ростов-на-Дону ворвались соединения войск Южного фронта. Им удалось подавить сопротивление гитлеровцев. Оставшиеся бойцы отряда Мадояна строем двинулись на соединение с основной частью советских войск. На перекрестке улиц Энгельса и проспекта Буденновского, в самом центре Ростова-на-Дону, произошла встреча бойцов Мадояна с военнослужащими 51-й армии Южного фронта. К отряду Мадояна на автомобилях подъехали сами командующий войсками Южного фронта генерал-полковник Родион Яковлевич Малиновский, член Военного совета фронта Никита Сергеевич Хрущев и командующий 28-й армией генерал-лейтенант Василий Филиппович Герасименко. Генерал Герасименко, обняв Мадояна и поблагодарив за храбрость, представил офицера генералу Малиновскому. Подвиг героического старшего лейтенанта и его бойцов не остался незамеченным советским командованием. Командующие фронтом и армией ходатайствовали о присвоении старшему лейтенанту Гукасу Мадояну звания Героя Советского Союза. 31 марта 1943 г. за проявленные в боях за освобождение Ростова-на-Дону храбрость и мужество старший лейтенант Гукас Мадоян был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Примечательно, что о подвиге старшего лейтенанта Гукаса Мадояна узнал весь мир. В 1944 г. президент США Франклин Рузвельт распорядился наградить Мадояна медалью американской армии «За выдающиеся заслуги». Кстати, всего за историю Второй мировой войны эту американскую медаль получили лишь двадцать советских военнослужащих в званиях от старшего сержанта до полковника. Одним из них был, в частности, капитан Александр Покрышкин — прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза. Так что, скромный старший лейтенант Мадоян оказался среди очень узкого круга советских воинов, о подвигах которых было наслышано даже американское руководство.
После освобождения Ростова-на-Дону Гукас Мадоян продолжил сражаться с врагом в рядах действующей армии. В 1944 г., после окончания Военной академии им. М.В. Фрунзе, Гукас Мадоян был назначен командиром 1194-го стрелкового полка 359-й стрелковой дивизии, входившей в состав 38-й армии, воевавшей на 1-м Украинском фронте. Однако в октябре 1944 г., во время освобождения Польши, в боях под городом Дембице Гукас Мадоян был тяжело ранен. После лечения стало ясно — героическому офицеру оставаться в рядах действующей армии не позволит здоровье. В звании подполковника Гукас Карапетович Мадоян был демобилизован. Он вернулся в Армению, где в 1945 г. стал начальником отдела в Ереванском городском совете депутатов. Затем Гукас Карапетович вернулся к своей довоенной профессии. В 1946 г. заслуженный ветеран занял пост заместителя министра торговли Армянской ССР, а в 1948 г. стал заместителем министра социального обеспечения Армянской ССР. С 1952 г. Гукас Мадоян занимал пост министра социального обеспечения Армянской ССР, а с 1961г. — советника Председателя Совета министров Армянской ССР. В 1946-1963 гг. Гукас Карапетович Мадоян был депутатом 2-5 созывов Верховного Совета Армянской ССР. Не забыл о Гукасе Мадояне и благодарный Ростов-на-Дону. Гукас Карапетович стал Почетным гражданином города Ростова-на-Дону. Именем Героя Советского Союза Мадояна названа крупная улица в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону, а на территории Ростовского электровозоремонтного завода («Лензавод») установлен памятник бойцам отряда Мадояна, героически удерживавшим ростовский вокзал. В 1975 г., в возрасте 69 лет, Гукас Карапетович Мадоян скончался.
Советский офицер, разведчик Первого главного управления (ПГУ) Комитета государственной безопасности СССР (внешняя разведка), участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Геворк Вартанян родился 17 февраля 1924 года в Ростове-на-Дону. Руководство Третьего рейха пыталось организовать в Тегеране покушение на лидеров СССР, США и Великобритании, однако группа 19-летнего Вартаняна сорвала планы вермахта и не допустила нападения на лидеров «большой тройки».
Ростовчанин Алексей Воронов был в действующей армии с июня 1941 года. Он стал начальником политотдела стрелковой дивизии и подполковником гвардии. В ноябре 1944 года руководил переправой дивизии через Дунай. В районе населенного пункта Ватина (Югославия) при штурме опорного пункта возглавлял группу бойцов и офицеров, воодушевляя их личным примером. 28 апреля 1945 года получил звание Героя Советского Союза.
Степан Иванович Здоровцев командир авиационного звена 158-го авиационного истребительного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) младший лейтенант. Родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотаревка ныне Семикаракорского района Ростовской области. Ростовчанин Степан Здоровцев получил звание Героя Советского Союза за то, что, управляя своим самолетом, пошел на таран и уничтожил немецкий «юнкерс», после чего еще смог удачно приземлиться. На следующий день после присвоения звания Степан Иванович погиб в неравном бою с вражескими истребителями. Награжден орденом Ленина.
Родился 18 апреля 1914 года в Ростове-на-Дону в семье рабочего. Русский.
Окончил 7 классов и школу ФЗО при Ростовской табачной фабрике в 1932 году. Затем работал на табачной фабрике, позже — слесарем-регулировщиком, с 1935 года — бухгалтером МТС. Учился на бухгалтерских курсах, позже поступил на заочное отделение Московского экономического института.
В Красной Армии с 1936 года. В 1939 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. Служил инструктором в Рязанской 1-й Высшей штурманской школе. Во время Великой Отечественной войны в боевых действиях принимал участие с 10 июля 1941 года — в 207-м дальнебомбардировочном полку. Совершал на самолёте СБ, а затем на ДБ-3Ф боевые вылеты на бомбардирование скоплений живой силы и техники врага. Был сбит над занятой немцами территорией, сумел совершить посадку и со штурманом перебрался через линию фронта к своим.
Ко второй половине августа 1941 года 207-й авиационный полк потерял почти все свои самолёты и был расформирован. П. Ф. Клята продолжал сражаться в 4-м (с 26 марта 1943 года — 6-м гвардейском) авиационном полку дальнего действия. Совершал дневные и ночные вылеты на самолёте «Ил-4» на бомбардирование военно-промышленных стратегических объектов противника в глубоком тылу (Берлин, Кёнигсберг, Данциг, Будапешт, Варшава, Хельсинки), на железнодорожные узлы, скопления войск и боевой техники, укреплённые районы врага на различных фронтах. Участвовал в защите Москвы и Ленинграда, Сталинградской битве, Орловско-Курском сражении, освобождении Украины и Белоруссии, Польши, в штурме Берлина.
К 14 июля 1944 года Клята совершил 273 успешных боевых вылета — 28 днём и 245 ночью. Он 49 раз летал в качестве осветителя, 87 раз поджигал цель, 20 раз летал в качестве контролёра.
После войны П. Ф. Клята продолжал службу в ВВС. Два года прослужил лётчиком-испытателем на Воронежском авиационном заводе. В 1951 году окончил Военно-политическую академию. Его перевели на Дальний Восток, где он служил в военно-транспортном полку Тихоокеанского флота. С 1960 года заместитель командира авиационной дивизии полковник П. Ф. Клята — в запасе.
Вернулся в Ростов-на-Дону, жил в Октябрьском районе города. Окончил техникум, потом еще 20 лет работал в ревизионных службах потребкооперации. Был членом КПСС.
Умер 30 апреля 2009 года, похоронен в Ростове-на-Дону.
Награды
Гулаев Николай Дмитриевич родился 26 Февраля 1918 года в станице Аксайская, ныне город Аксай Ростовской области. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в 1940 году.
С Июля 1942 года Лейтенант Н. Д. Гулаев в действующей армии. По Май 1942 года служил в 423-м ИАП; по Январь 1943 года - в 487-м ИАП; с Февраля по Август 1944 года - в 27-м ИАП ( 129-м Гвардейскм ИАП ).
Историки называют Гулаева «лучшим лётчиком-снайпером XX столетия. Другое достижение Гулаева: 42 победы подряд в 42 боях.
28 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
1 Июля 1944 года за 125 успешных боевых вылетов и 42 воздушных боя, в которых сбито 42 самолёта противника лично и 3 - в группе, командир эскадрильи 129-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии капитан Н. Д. Гулаев награждён второй медалью "Золотая Звезда".
Награждён орденами: Ленина ( дважды ), Октябрьской Революции, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ); медалями. Бронзовый бюст установлен на родине, мемориальная доска - в Ростове - на - Дону.